Константинова Валентина Георгиевна

Мастер- класс "«Цифровой микроскоп, как неотъемлемая часть при работе над исследовательскими проектами в ДОУ"

18 августа [вс]

Мой доклад

1 слайд

Актуальность.
Дошкольники - прирожденные исследователи. Одним из принципов федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, и образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации.

Одним из видов деятельности реализации данной области является познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Исследовательская деятельность развивает познавательные способности детей, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации,обобщения, умения делать выводы и заключения.

Однако современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования - потеря живости, привлекательности процесса познания, интеллектуальная пассивность детей. Эти выводы исследователей подтвердили и наши наблюдения за воспитанниками старшего дошкольного возраста: дети мало задают вопросов, не могут в установлении причинно-следственных связей между явлениями окружающего мира, в их систематизации, ослабленный интерес к экспериментированию.

2 слайд

Наша цель: обеспечить развитие любознательности и познавательной мотивации, познавательных способностей детей средствами учебного исследования.

3 слайд

Исследование – поиск информации по какой-либо проблеме, за которым следует ее обобщение.

 Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский характер, и, таким образом передать детям инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Учебное исследование дошкольника включает следующие элементы:

• выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);

• выработку гипотез;

• поиск и предложение возможных вариантов решения;

• сбор материала;

• анализ и обобщение полученных данных;

• подготовку и защиту итогового продукта (сообщение, доклад).

5 слайд

За основу я взяла методику, разработанную американским педагогом Сандрой Кейплан, дополненную и описанную А. И. Савенковым, доктором педагогических, психологических наук, профессором кафедры психологии развития  Московского педагогического государственного университета.

Данная методика оригинальна, интересна, результативна и дает возможность способствовать развитию одаренности ребенка. 
 Данная методика рассчитана на значительный возрастной диапазон - пять-девять лет, построена на игровой основе, которая предполагает использование несложного специального оборудования: «исследовательского плаката» и карточек.
Предлагаемая методика позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых этапах. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей простым вариантам наблюдения и экспериментирования, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности — от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Она позволяет научить ребенка наиболее рациональному варианту поиска информации.

Детей интересует определённо всё: из чего состоят животные и 
растения, почему  жжётся крапива, как получилось, что одни листочки 
гладкие, а другие пушистые, чем стрекочет кузнечик и многое другое.

 

6 слайд

 Вместе с детьми наметили объекты исследования и создали Банк Идей, который постоянно пополняется.

Тематические блоки:

1. В царстве растений.

2.В царстве насекомых.

3.В царстве животных.

4. В царстве необыкновенных грибов.

6. Сам себе исследователь.

7. Всего понемножку.

Для того чтобы познакомить детей с технологией проведения исследований надо познакомить каждого ребенка с «техникой» проведения исследования и включить ребёнка в собственный исследовательский поиск.

Для этого понадобятся:

1) карточки с символическим изображением «методов исследования».

2) карточки с изображением «тем исследования». «Банк идей»

3) «Коробочка неясных знаний»

 4) Специальная «папка исследователя». Она должна быть у каждого ребенка

7 слайд

Этапы проектно – исследовательской деятельности.

1. Выбор темы:

Выбор темы осуществляется путем выбора детьми карточки с картинкой или новая идея любого из детей, или предлагается «Коробочка не ясных знаний», в которой находятся два предмета. Например,

Волос и луковица

Перо и замочек

Стрекоза и вертолет

Одуванчик и молоко

Заплесневелый продукт и гриб

Перо птицы и замок «молния»

Апельсин и спасательный круг

Апельсин и бутылочка

Лист дерева и нос

Чешуя и кольчуга

Детям предлагается ответить на вопрос: почему эти предметы оказались вместе, что общего между ними. Дети выдвигают различные гипотезы.

 

8 слайд

1. Составление плана исследования

После того как тема выбрана и одобрена всеми детьми, организуется её обсуждение и планирование. Эффективным приемом для организации такого обсуждения используется беседа по принципу трёх вопросов.

Первый вопрос: «Что мы знаем о……………?»

Второй вопрос: «Что мы хотим узнать о……?»

Третий вопрос «Как нам это сделать………?»

Объясняю исследователям: их задача — получить как можно больше новых сведений о том, что является предметом их исследования, и подготовить о нем сообщение — небольшой доклад. Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать всё, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать?

Дети  выдвигают свои предположения.

 Я с помощью проблемных вопросов («Что мы должны сделать в начале? », «Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый? ») подвожу детей к тому, чтобы они называли методы исследования.

В ходе коллективного обсуждения дети обычно называли основные методы: «прочитать в книге», «понаблюдать» и др., по мере их называния, карточки с методами исследования я выкладываю на стол перед детьми. Так постепенно у нас выстраивается цепочка методов исследования.

9 слайд

 «Подвожу» их к идее, что сначала надо подумать самостоятельно. Как только с этим все согласились, кладу на первое место карточку с символом, обозначающим действие «подумать самостоятельно». Задаю следующий вопрос — «Что нам следует сделать после этого? ». Так, отвечая на аналогичные вопросы вместе с детьми, мы постепенно выстраиваем линию из карточек: «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «посмотреть в книгах», «посмотреть по телевизору», «узнать из интернет источников», «Связаться со специалистом», «Провести наблюдения, опыты, эксперименты»

Итак, план проведения исследования составлен. Наши исследователи готовы к поиску.

10 слайд

2.  Сбор материала:

 Мы начинаем действовать по намеченному плану.

Но прежде, чем приступить к этой работе, договариваюсь с детьми о способах фиксации получаемых сведений. Объясняю, что собираемые сведения можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше сразу пытаться их фиксировать - с помощью пиктографического письма. Рассказываю детям, что можно делать заметки — рисунки, значки, символы. Это могут быть несложные изображения, отдельные буквы или слова, а также специальные, изобретенные «на ходу» значки и различные символы.

3. Обобщение полученных данных. 

Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Начинаем смотреть и рассуждать: что интересного мы узнали? Что нового мы можем рассказать другим по результатам проведенного исследования?

11 слайд

Среди инновационного оборудования, которое позволило расширить возможности традиционного средства обучения, особое место занимает цифровой микроскоп.

В исследовательской деятельности микроскоп необходим для более детального и глубокого изучения объекта исследования.  Микроскоп – это инструмент, который позволяет совершать открытия, увидеть то, что  невозможно увидеть невооруженным глазом. А значит, мы педагоги, используя микроскоп, поможем ребенку совершать путешествие в нечто удивительное, непознанное. Познавательно-исследовательская деятельность, организованная с использованием микроскопа, позволяет нам поддерживать интерес детей к исследовательской деятельности, развивать  познавательную активность детей, их инициативность и самостоятельность.

 С применением  цифрового микроскопа, появилась возможность более качественно и интересно проводить совместную деятельность с детьми,  возрос интерес у детей к исследовательской деятельности. 

Именно микроскоп даёт возможность найти ответы на многие детские "почему". Трудно даже представить, насколько захватывающие картинки можно увидеть в окуляр микроскопа, какие удивительные открытия сделать.

12 слайд. 

Преимущества цифрового микроскопа.

Цифровой микроскоп – вид интерактивного оборудования, который состоит из цифрового микроскопа и компьютера со специальным программным обеспечением.

Наличие цифровой камеры, подключаемой к компьютеру и проектору, делает микроскоп «доступным» сразу всем детям, т. к. не нужно каждому ребенку смотреть в объектив, не нужно несколько микроскопов для работыИзображение объекта, находящегося на предметном столике микроскопа, выводится на экран и его могут видеть все дети группы.

Компьютер позволяет сохранить образ объекта в виде фотоснимка. Специальные компьютерные программы позволяют редактировать эти снимки и видеоролики для получения более яркого и наглядного образа объекта. Вашему вниманию на экране представлены копии образцов, которые были рассмотрены с детьми

 13 слайд.

 Основные преимущества:

• увеличение от  20 до 100 крат;

• верхняя и нижняя светодиодная подсветка;

• легко снимается со штатива и используется как портативное устройство;

• удобная ручка с бобиной для провода;

• гладкое, прочное металлическое основание с практичным силиконовым покрытием;

• удобная ручная фокусировка.

14 слайд

Использование микроскопа с установленной подвижной головкой в качестве лабораторного микроскопа

Такой режим работы позволяет исследовать микропрепараты, размещенные на предметных стеклах

1. Установите подвижную головку на корпус микроскопа, запустите программу обработки изображений и включите камеру микроскопа.

2. Установите кратность увеличения 2х.

 3. Вращайте ручку фокусировки против часовой стрелки, чтобы увеличить расстояние между предметным столиком и объективом. Рабочее расстояние между камерой микроскопа и предметным столиком составляет 25 мм.

 4. Поднимите подвижную головку достаточно высоко, чтобы было удобно поместить на столик предметное стекло с образцом.

5. Поместите предметное стекло на столик так, чтобы центр образца совпадал с центром нижнего источника подсветки (проходящего света).

6. Включите нижнюю подсветку (не забудьте перед этим установить батарейки в батарейный отсек). Верхняя подсветка должна быть выключена

7. При необходимости установите кратность увеличения 4х или 10х.

8. Опустите подвижную головку вниз, практически вплотную к предметному стеклу. Настройте резкость, медленно вращая ручку фокусировки, пока не добьетесь четкого изображения на экране.

15 слайд

Использование микроскопа со снятой подвижной головкой в качестве стереомикроскопа / ручного микроскопа

Такой режим работы позволяет использовать микроскоп для исследования образцов, которые неудобно или невозможно разместить на предметном столике, а также при полевых экспериментах. Снимите подвижную головку с корпуса микроскопа:

1. Убедитесь, что кабель USB не обмотан вокруг красной ручкидержателя.

 2. Двумя руками поворачивайте ручки фокусировки по часовой стрелке, пока подвижная головка не достигнет максимально высокого положения.

3. Возьмитесь одной рукой за корпус подвижной головки и извлеките ее из корпуса микроскопа, продолжая вращать другой рукой ручку фокусировки по часовой стрелке.

4. Аккуратно прикрутите упор-насадку на револьверную головку

5. Возьмите подвижную головку в руку так, чтобы можно было нажать пальцем на кнопку захвата изображения.

 6. Установите кратность увеличения 2х.

7. Поднесите камеру микроскопа к объекту исследования и отрегулируйте резкость.

 

16 слайд

Изучение конструктивных особенностей микроскопа «Kena»

1 Кнопка спуска.

 2 Головка с камерой (тубус).

 3 Основание.

 4 Револьвер

(объективы: 2x, 4x, 10x и верхний светодиодный осветитель – падающий свет).

5 Крышка батарейного отсека.

 6 Центральный нижний осветитель (проходящий свет).

7 Силиконовый предметный столик.

8)Ручка фокусировки.

9) Кнопка нижнего света.

 10 Кнопка верхнего света.

 11 Ручка намотки катушка для ка-

беля.

12 USB-кабель.

13 USB штекер.

 

17 слайд

 

Запуск программы Applied Vision

 Нажмите на иконку Applied Vision на рабочем столе.

Для включения верхней светодиодной подсветки нажмите кнопку включения, находящуюся на подвижной головке микроскопа немного ниже кабеля USB.

 Микроскоп готов к работе.

Перед вами откроются 2 окна.

Первое окно представлено на слайде.

Краткое описание значков:

• Файл:

 свойства – позволяет настроить различные свойства программы, такие как установить язык, полноэкранный режим…

•  Открыть камеры – позволяет выбрать камеру, с которой вы хотите работать.

•  Открыть изображения – позволяет открыть ранее сохранённое на компьютере изображение.

•  Открыть видео файл – позволяет открыть ранее сохранённый на компьютере видео файл.

18 слайд

 

2 окно. Окно камеры

Опции камеры:

Во весь экран

Сделать снимок и открыть изображение

Запись

Параметры видеозаписи

Ориентация  изображения

Разрешение камеры

19 слайд

Поместите предметное стекло с образцом на силиконовый предметный столик и настройте резкость с помощью ручки фокусировки. Для выключения микроскопа достаточно просто завершить программу, отключать разъем USB не обязательно.

 Примечание: Для работы с прозрачными образцами, требующей включения нижней подсветки, необходимо установить 4 батарейки АА (в комплект не входят). Для этого откройте крышку батарейного отсека с левой стороны корпуса микроскопа и установите батарейки. Закройте крышку батарейного отсека и нажмите кнопку включения нижней подсветки с правой стороны корпуса микроскопа.

20 слайд

Работа с фотоизображениями

 

1. Сделать снимок и открыть

2. Дать название:

а) Поставить курсир на фото.

 б) «А» напечатать название фото. «Перо птицы 2х»

в) Закрыть изображение. «ОК»

3. Выбрать местоположение. «Рабочий стол» или «документы»

4. Выбрать формат. Вторая строчка

5. Дать имя файлу

6. Экспортировать изображение.

7. Сделать презентацию

Работа воспитателей с микроскопом.

%D0%9E%D1%88%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%B0%3A%20%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BD


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.